Учебные помещения НИТУ «МИСиС».

Оборудование учебных помещений НИТУ МИСиС, проект "Делайт 2000"

Задача проекта

В НИТУ «МИСиС» в последнее время достаточно активно используют видеоматериалы – по требованию Высшей аттестационной комиссии записывается процедура защиты диссертаций. Кроме того, необходимо записывать лекции преподавателей для наполнения обучающих курсов в системе дистанционного образования и вести архив видеозаписей различных внутривузовских мероприятий. До сих пор существовала проблема простой и быстрой организации записи видеофайлов, их хранения и оперативного поиска видеодокументов, чтобы сэкономить время преподавателей.

Кроме этого перед университетом стояла задача создать современную учебную среду для студентов поколений Y и Z, которые привыкли получать новые знания в формате мультимедиа в любой географической точке в любое время суток. Было необходимо обеспечить условия для регулярной записи лекций и лабораторных занятий, круглосуточную доступность учебного медиаконтента для студентов, создать инструменты для получения обратной связи с преподавателями.

При этом были сформулированы четкие требования к проекту:

  • Оборудование и ПО должны быть интуитивно понятны преподавателям и студентам и не требовать от них специальной технической подготовки.
  • Работа оборудования не должна мешать учебному процессу.
  • Необходима интеграция с используемыми в университете ИТ-решениями - LMS Canvas и системой расписания занятий. Кроме этого, решение должно предусматривать возможность использования ранее созданной в ряде аудиторий АВ-инфраструктуры.

Реализация проекта

Изучение опыта зарубежных вузов показало, что в мире уже успешно используются комплексные системы, позволяющие решить все задачи по работе с видео. Выбор был остановлен на компании Sonic Foundry, имеющей большой опыт внедрения своих решений в Великобритании и европейских странах. Основу созданного комплекса составляет решение SonicFoundry Mediasite.

Для оценки функциональных преимуществ комплекса Sonic Foundry Mediasite и возможности его интеграции в существующую ИТ-инфраструктуру вуза было принято решение о реализации пилотного проекта. Данный проект предусматривал оснащение стационарным оборудованием трех учебных аудиторий и приобретение мобильного комплекта, позволяющего организовывать запись в любом помещении – аудиториях, конференц-залах или лабораторных. В сжатые сроки компанией «Делайт 2000» были проведены все необходимые работы – от разработки технической концепции и проектирования до поставки оборудования, обучения специалистов НИТУ «МИСиС» и ввода решения в эксплуатацию.

Оснащение учебных аудиторий НИТУ МИСиС аппаратно-программными рекордерами SonicFoundry Mediasite

В ходе проекта была модернизирована аудиовизуальная инфраструктура целого ряда учебных аудиторий, расположенных в трех разных корпусах университета. Так, для видеозаписи лекций в больших аудиториях были установлены аппаратно-программные рекордеры SonicFoundry Mediasite. Автоматическое слежение за лектором осуществляет система автонаведения Vaddio AutoTrack. Для максимального охвата помещения видеокамеры были размещены в центральной части аудитории, для чего были созданы специальные конструктивы, защищающие камеры от случайных повреждений студентами. В нескольких аудиториях используются управляемые HD-видеокамеры Vaddio, установленные на потолке.

В качестве источника речи используется VHF-радиосистема с головной гарнитурой Beyerdynamic, а также беспроводная гарнитура Jabra с поддержкой технологии Bluetooth 4.0, позволяющие преподавателю свободно перемещаться по аудитории.

Система записи лекций в небольших аудиториях реализована на программном рекордере SonicFoundry Mediasite, установленном на ноутбуке или ПК преподавателя.

Среди особенностей реализации проекта можно выделить следующее:

  • Высокая загруженность аудиторий и административных помещений во время учебных семестров потребовала от «Делайт 2000» проводить работы так, чтобы не мешать текущему учебному процессу. Установку и настройку оборудования приходилось производить в то время, когда аудитории были свободны от лекций. Настройка программного обеспечения частично выполнялась дистанционно.
  • Сначала был реализован пилотный проект, охвативший только три учебные аудитории, в которых шла запись лекций. После того, как преподаватели оценили удобство использования и возможности системы, было принято решение о дальнейшем масштабировании системы и оснащении других аудиторий.
  • Организация поэтапного ввода отдельных помещений в эксплуатацию. В связи с большой востребованностью создаваемых решений помещения сдавались в эксплуатацию сразу же по мере их оснащения.
  • Активное вовлечение будущих пользователей в реализацию проекта, включая не только ИТ-персонал университета, но и преподавателей. Сотрудники «Делайт 2000» разработали и внедрили типовые сценарии работы оборудования. Для начала записи лекции преподавателю достаточно нажать одну кнопку.
  • Была выполнена локализация ПО SonicFoundry Mediasite и перевод технической документации на русский язык.

Показать все

Итоги проекта

В университете создана современная мультимедийная инфраструктура для получения студентами новых знаний в удобном для них формате и обеспечения коммуникаций между преподавателями и студентами.

Результаты для студентов

  • Для современных студентов, выросших в окружении компьютеров и мобильных устройств, видео является естественной формой получения информации. Теперь студенты НИТУ «МИСиС» могут просматривать учебные материалы в формате видео в круглосуточном режиме с любых устройств, включая смартфоны и планшеты, из любой точки земного шара, где есть Интернет.
  • Повысилась успеваемость студентов первых курсов. Студенты просматривают видео целиком или фрагментами столько раз, сколько необходимо для усвоения материала.
  • Иностранным студентам стало легче преодолевать языковой барьер и лучше понимать лекции на неродном для них языке.
  • С помощью видеозаписей студент может просмотреть лекции лучших преподавателей университета, что особенно актуально для студентов территориально удаленных филиалов.
  • Использование современных и простых в использовании аудиовизуальных средств в образовательном процессе делает занятия более интересными, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Результаты для преподавателей
  • Запись и редактирование лекций не требует от преподавателя никаких технических навыков. Так, для начала записи лекции преподавателю достаточно нажать на одну кнопку. Повторное нажатие той же кнопки завершает процесс записи, а видео автоматически загружается в медиаархив.
  • Во время записи сохраняется привычная для преподавателя обстановка. Он может проводить занятия в своем обычном режиме в знакомой ему аудитории.
  • Запись лекций помогает преподавателю скорректировать подачу материала. Просматривая видео, преподаватели видят себя со стороны, видят реакцию студентов и могут корректировать содержание лекции.
  • Возможность простого редактирования видео. Преподаватель самостоятельно может просмотреть записанные лекции и быстро удалить ненужные фрагменты или ошибки.
  • Возможность дополнять видеозаписи лекций презентациями, текстом и другими электронными материалами, создавая полный учебный контент, необходимый для детального изучения предмета.
  • Соблюдение авторских прав на создаваемый лекционный материал. Медиаконтент публикуется только с одобрения преподавателя, доступ по его желанию предоставляется либо только его студентам, либо всем студентам НИТУ «МИСиС».
  • Записав курс один раз, преподаватель может рекомендовать его к просмотру студентам следующих лет обучения.
Результаты для университета
  • Благодаря созданной системе видеозаписи появилась возможность выполнять требования Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени Министерства образования и науки РФ об обязательном наличии видеозаписи процесса защиты.
  • Повышение успеваемости студентов первых курсов по сложным техническим дисциплинам привело к уменьшению отчислений. Это касается и иностранных студентов, которым теперь легче адаптироваться к языковой среде.
  • Создание единой базы знаний. Видеолекции по окончании записи автоматически каталогизируются по нескольким категориям (по преподавателям, по годам, по семестрам). Преподаватели могут потом редактировать видео и дополнять всеми необходимыми учебными материалами.
  • Система записи интегрирована с расписанием занятий в вузе и лекции могут записываться автоматически.
  • Повышение качества лекций за счет получения преподавателями обратной связи.

Галерея

наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна