Зачем диспетчерам эргономика?

Автор: Корпоративное издание "Решения"

17.12.2018

Диспетчерский пункт призван следить за сложными технологическими процессами. Задача диспетчера состоит в недопущении возникновения чрезвычайной ситуации, он должен действовать быстро и грамотно, поэтому человеческий фактор имеет очень важное значение в управлении рисками предприятия. В этой статье мы поговорим о том, почему при создании рабочей среды в диспетчерском центре необходимо уделять внимание эргономике, и о том, что надо учитывать, чтобы уменьшить вероятность совершения диспетчером ошибок.

Современный диспетчерский зал с видеостеной и специализированной диспетчерской мебелью

Современный диспетчерский пункт представляет собой сложный комплекс систем и технологий, управление которым требует высокого уровня знаний и высокой собранности персонала. Нередко диспетчерская смена может характеризоваться большой продолжительностью, на ряде предприятий она длится 24 часа. Труд диспетчеров отличается от работы обычных офисных сотрудников еще и тем, что необходимо анализировать значительные объемы информации, уметь принимать решения в сжатые сроки.

Планировка рабочего пространства: важна каждая мелочь

При проектировании диспетчерского зала важно определить оптимальное расположение оборудования и рабочих мест с учетом многих особенностей: как организована передача дел между сменами, как выстроено общение внутри рабочей смены, как будет выполняться техническое обслуживание оборудования в условиях непрерывного круглосуточного графика работы и многое другое. В основе проектирования, которое осуществляет "Делайт 2000", лежит человеко-ориентированный подход: анализ работы диспетчерского пункта с точки зрения не только заказчика, но и функциональных исполнителей. Проектирование будущего объекта выполняется с помощью трехмерного моделирования с применением средств анимации, чтобы каждая задействованная в работе группа могла наглядно представить, как все будет происходить, и обсудить все возможные неувязки и противоречия на раннем этапе.

Новые стандарты серии ГОСТ Р ИСО 11064 "Эргономическое проектирование центров управления" предназначены для всех типов центров управления, в том числе для диспетчерских пунктов, ситуационных центров, центров контроля и мониторинга. Серия состоит из семи нормативных документов, в которых установлены рекомендации по эргономическому проектированию, модернизации или реконструкции залов управления и других функциональных зон, расположенных в пределах центра управления.

Уже несколько лет компания "Делайт 2000" в своих проектах руководствуется международными стандартами серии ISO 11064 "Ergonomic design of control centres", аккумулировавшими в себе лучшие зарубежные наработки по созданию эргономичной рабочей среды в центрах управления. Именно эти стандарты легли в основу новых стандартов, которые с 1 декабря 2016 года начнут действовать на территории Российской Федерации.

После того как в группе, работающей над проектом со стороны заказчика, все пришли к согласию, должно быть выполнено зонирование диспетчерского зала, определено взаимное расположение видеостены и рабочих мест диспетчеров.

При планировке рабочего пространства в диспетчерском зале очень важно, чтобы для создания диспетчерских рабочих мест можно было использовать большое количество стандартных модулей диспетчерских пультов разнообразной конструкции, чтобы обеспечить возможность построения различных конфигураций. Очень часто диспетчерские залы бывают сложной формы, поскольку они занимают довольно значительное пространство, в центре зала могут находиться несущие колонны, которые надо будет как-то "обойти".

В зависимости от задач, от того, как взаимодействуют различные группы диспетчеров, за какой информацией они наблюдают, какие вопросы решают коллективно, можно построить самые разные конфигурации: разместить людей внутри "амфитеатра", повторяющего изгиб видеостены, или по внешней стороне дуги, развернутой к видеостене. Можно создавать круговые зоны (как, например, на вышках в центрах управления воздушным движением), размещать группы диспетчеров лицом друг к другу или вдоль стены.

В основе проектирования, которое осуществляет "Делайт 2000", лежит человеко-ориентированный подход: анализ работы диспетчерского пункта с точки зрения функциональных исполнителей.
Специализированный диспетчерский стол для размещения большого количества оборудования

Каждый диспетчерский пункт уникален по сочетанию таких характеристик, как численный состав смены, процессы взаимодействия между сотрудниками, набор оборудования и бумажных документов, используемых диспетчерами в работе. Поэтому производство профессиональных диспетчерских пультов, в отличие от офисных столов, не является массовым. Они проектируются индивидуально для каждого центра управления, с учетом специфики его работы.

Выполняя проект, мы в компании "Делайт 2000" создаем план моторного поля для каждого рабочего места — пространства, в котором размещается оборудование и двигается человек. Вместе с пользователями определяем, какое оборудование располагается в ближней зоне доступа, какое — в средней зоне, а что — на периферии рабочего места. Предварительное зонирование моторного поля позволяет оптимизировать действия диспетчеров, что крайне важно в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Рабочее место: функциональность, удобство, стиль

Очень часто возникает вопрос, почему для диспетчерского пункта нужна какая-то особенная мебель, почему нельзя поставить обычные офисные столы. Давайте рассмотрим задачи, которые возникают при организации рабочего места диспетчера. После того как мы создали карту рабочего пространства, выясняется, что стол диспетчера должен быть значительно шире обычного стола: на нем должно размещаться большое количество аппаратуры — телефонные аппараты, устройства селекторной связи, принтер, пульты управления аудиовизуальным комплексом и инженерными системами диспетчерского зала и многое другое. Многие диспетчеры пользуются бумажными сводками формата A1, которые тоже надо суметь разместить на столе среди большого количества техники.

Один диспетчер может получать информацию от нескольких АРМов, которые надо установить где-нибудь поблизости. В профессиональном диспетчерском пульте для размещения оборудования может быть задействована не только столешница, но и рабочее пространство над и под ней. Часть устройств можно разместить скрыто внутри конструкции, сохранив тем самым эстетичный внешний вид пульта. Рабочие станции — разместить внутри стола, но так, чтобы к ним было легко подобраться. Поэтому профессиональные диспетчерские пульты предусматривают как фронтальный, так и тыловой доступ к оборудованию. Дверцы могут быть на петлях (правых или левых), а могут быть съемными для быстрого доступа к техническому отсеку.


Понятно, что раз внутри стола размещается технологическое оборудование, то возникает необходимость в рэковых креплениях, выдвижных полках, естественной и активной вентиляции, системе электроснабжения и заземления. К оборудованию на рабочем месте подведено множество кабелей, поэтому профессиональные пульты снабжаются вертикальными и горизонтальными кабель-каналами. Желательно, чтобы для электрических и сигнальных кабелей существовало два разных канала, а в кабельных каналах были предусмотрены специальные отверстия для хомутов.

Ну и не будем забывать, что, разместив системные блоки и другое оборудование, надо оставить достаточно свободного пространства для ног диспетчера. В течение долгой рабочей смены человек должен иметь возможность расслабиться, принять комфортную позу и вытянуть ноги. И конечно же, если оборудование разнесено достаточно далеко друг от друга, было бы хорошо, чтобы на кресле можно было подъехать к любой части рабочего пространства, не натыкаясь на многочисленные мебельные ножки.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ: НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА ДИСПЕТЧЕРОВ

По показателям напряженности трудового процесса работа диспетчера относится к категории 3.1 "Вредный" (Р 2.2.2006-05. "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда"). По данным, зафиксированным в "Руководстве", от половины до двух третей рабочего времени диспетчера приходится на визуальное наблюдение за текущими показателями производственных объектов, причем их число может доходить до 25. Для сравнения, гигиенической нормой считается, когда на подобное наблюдение отведено не более четверти рабочего времени. Крайне высока и монотонность работы диспетчеров: в среднем 80–90% рабочего времени сотрудники тратят на выполнение повторяющихся рутинных операций, в то время как нормой является показатель до 75%. Эти нагрузки человек испытывает на фоне стресса, связанного с высокой ответственностью за результат своего труда. Если рабочая среда диспетчерского пункта создана без учета требований эргономики, то дискомфорт, который испытывает диспетчер, может обернуться профессиональными заболеваниями.

Каждый диспетчер имеет персональный монитор, зачастую не один, а два, четыре, шесть или даже восемь. Все эти мониторы должны устойчиво стоять на диспетчерском столе, конструкция которого должна быть очень прочной. Было бы хорошо, если бы они не опирались на столешницу, а крепились напрямую к стальному каркасу, тогда даже конструкция в несколько мониторов в высоту будет устойчивой.

Следует помнить, что работа диспетчеров — работа сменная, и за одним и тем же рабочим местом может сидеть как высокий мужчина, так и маленькая женщина. Представьте, что большой тучный человек обопрется о стол, на котором размещено такое количество оборудования…

Вывод очевиден: профессиональная диспетчерская мебель должна быть очень прочной (желательно, чтобы в основании был даже не алюминиевый, а стальной каркас). Она должна быть износостойкой еще и потому, что используется в режиме "нон-стоп": 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Офисная мебель подобных нагрузок не выдерживает: она быстро расшатается и сломается.

Получить консультацию или запросить оценку проекта вы можете, связавшись с нами любым удобным для вас способом:


написать письмо заказать звонок

Хорошо, когда у пульта есть моторизованная столешница — это позволяет работать за столом не только сидя, но и стоя. Как считают врачи, смена рабочей позы снижает усталость, повышает концентрацию внимания и предотвращает возникновение ряда профессиональных заболеваний.

В работе диспетчера зачастую приходится решать задачи коллективно. Поэтому в хорошем диспетчерском пульте должны быть различные варианты построения мест для совместной работы. Например, разделительные тумбы, открывающиеся с двух противоположных сторон в направлении каждого диспетчера.

Поскольку неизвестно, кто будет сидеть за диспетчерским столом, правильно, когда в нем установлена универсальная полка для клавиатуры и мыши, рассчитанная как на правшей, так и на левшей.


Диспетчерская мебель позволяет сформировать правильные условия для работы и сохранения здоровья диспетчеров за счет соблюдения требований эргономики.

Кресла диспетчеров также отличаются от обычных офисных кресел. Поскольку работа диспетчера сменная, они должны подходить для самых разных людей (то есть у них должны регулироваться подлокотники по ширине и высоте, глубина кресла, его наклон и, конечно, высота). Диспетчерские кресла должны выдерживать нагрузку в 150–200 кг, обивка должна быть повышенной прочности. Они должны быть рассчитаны на работу 24 часа (а не восемь часов) в сутки, поэтому неудивительно, что диспетчерские кресла стΌят раза в три дороже хороших офисных кресел.

Часто бывает, что край столешницы портится от того, что кресло придвинуто очень близко. В правильных диспетчерских пультах край столешницы должен быть защищен мягкой полиуретановой окантовкой. Такая окантовка способствует еще и тому, чтобы кровь циркулировала нормально и сосуды рук диспетчера не сдавливались. На первый взгляд эта деталь кажется необязательной мелочью, но благодаря ей руки не болят, не немеют и меньше устают.

Центры управления нередко выполняют представительскую функцию — именно сюда приводят высокое руководство или инвесторов, чтобы продемонстрировать течение технологических процессов. Поэтому профессиональный диспетчерский пульт должен быть не только удобным, но и красивым, элегантным, стильным. Желательно, чтобы производитель мог предложить разнообразные варианты цветовых и фактурных решений, на основе которых будет разработан индивидуальный дизайн.

Главное отличие диспетчерской мебели от офисной состоит в том, что она позволяет сформировать правильные условия для работы и сохранения здоровья диспетчеров за счет соблюдения требований эргономики. Выбирая диспетчерские пульты, обратите внимание на то, чем и как обеспечивается их качество. Например, на то, осуществляет ли производитель предварительную сборку всего пульта перед отправкой клиенту — это гарантирует правильную комплектацию и идеальную совместимость всех деталей между собой.

В создание профессиональных диспетчерских пультов вложен труд многих людей, при их производстве используются качественные материалы, для каждого заказчика пульты изготавливаются по индивидуальному проекту. Эти особенности влияют на стоимость изделий: они дороже, чем офисная мебель. Но и качество тоже будет гарантированно высоким. Есть ли смысл экономить на здоровье людей, которые контролируют критически важные технологические процессы компании?


наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна