В какой цифровой офис мы вернемся

Издание: itWeek

Автор: Сергей Свинарев

16.10.2020

Проведенная в начале октября под эгидой еженедельника itWeek онлайн-конференция «Современный цифровой офис 2020» стала площадкой для обсуждения не столько текущего состояния цифрового офиса, сколько того, каким он окажется после завершения глобальной пандемии Covid-19.

Вице-президент и региональный директор IDC в России и СНГ Роберт Фариш напомнил, что нынешняя ситуация в истории человечества не уникальна: в далеком прошлом было немало периодов, которые сегодня принято называть переходом к новой нормальности. Исторический опыт свидетельствует о том, что общество, пережившее тяжелую эпидемию, меняется навсегда. К примеру в XIV веке в Англии произошла крупнейшая в истории человечества эпидемия чумы, после которой многие страны вступили в период своего процветания. В ачстности, существенно изменились размеры зданий и их дизайн. После эпидемии испанки в начале XX века появилось множество проектов по строительству модернистских зданий, и утилитарной целью при этом было упрощение процедур очистки помещений.

Роберт Фариш представил любопытные результаты исследования IDC, основанного на опросе более 500 европейских компаний и призванного выяснить, как они планируют адаптировать свою офисную среду с тем, чтобы сделать возможным возвращение в нее сотрудников после снятия карантинных ограничений. Из него следует, что после завершения нынешней эпидемии мы уже никогда не вернемся в «доковидную» реальность, в том числе и в плане организации офисной работы. Прежде всего, гораздо больше людей будут работать удаленно. Их доля вырастет с 16% в прежние годы до 27%, но тем не менее 52% будут по прежнему трудиться в офисах. Иными словами, физические офисы не исчезнут, и в них по прежнему будет трудиться большая часть сотрудников. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. К примеру, удаленная работа больших коллективов чревата фрагментацией корпоративной культуры. В удаленном режиме затрудняется введение в команду новых сотрудников. Творческие и инновационные порывы легче инициировать и поддерживать при личном, а не дистанционном общении.

После завершения пандемии руководство организаций будет гораздо лучше осведомлено о соответствующих угрозах и постарается предпринять определенные усилия с тем, чтобы возвращение сотрудников в физический офис не снизило уровень их защищенности. Исследование IDC показывает, что самые большие инвестиции планируются в средства контроля состояния здоровья, бесконтактные приспособления (дверные датчики, водопроводные краны, дозаторы мыла и т. д.), мобильные приложения для мониторинга состояния здоровья и навигации в офисе, средства удаленного управления принтерами и другой офисной техникой.

Менеджер по бизнес-решениям компании Epson Андрей Антонов отметил, что в свете перехода части сотрудников на удаленный режим работы актуальным становится наличие специальных программных продуктов для удаленного мониторинга печатного оборудования и детального контроля процесса печати каждого сотрудника в зависимости от предоставленных ему прав. Например, новое решение Epson Remote Services позволяет удаленно отслеживать состояние печатного оборудования, собирает статистику по объемам печати, уровню расходных материалов и сообщает о возможных сервисных ошибках, что помогает оперативно выявлять и устранять неисправности.

Докладчик также обратил внимание на неизвестные многим преимущества струйных устройств по сравнению с более часто используемыми сегодня лазерными. В частности, технологический процесс Epson Precision Core Heat Free проще в отношении техподдержки и, благодаря отсутствию процедуры нагрева, является не только более экономичным в плане потребления энергии (в отдельных устройствах большого формата экономия достигает 95%), но и более скоростным (до 100 стр./мин в устройствах с линейной печатающей головкой). Более детальный анализ в терминах совокупной стоимости владения показывает, что в долговременной перспективе струйные устройства более выгодны, утверждает представитель Epson. Он также отметил, что в отличие от тонера пигментные чернила проникают в толщу бумаги, и поэтому струйные отпечатки более долговечны и предпочтительны для документов с долгим сроком хранения.

Обсуждая возможную эволюцию концепции электронного офиса директор компании «Делайт 2000» Анна Зуева констатировала, что еще недавно компании создавали офисы, содержащие пространства для работы, общения, отдыха, совещаний и т. д. Однако в новых условиях вполне можно было бы иметь пространство для отдыха дома, для встреч неподалеку от дома использовать коворкинговые площадки, а в офисе собираться для переговоров, творческой деятельности и обсуждения инноваций. Возможны и гибридные конфигурации, когда часть сотрудников подключается к указанным форматам удаленно.

Заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом» и его директор по экономике и финансам Сергей Мигалин сообщил, что в его организации удаленная работа рассматривается не просто как работа из дома, а как элемент гибкого гибридного офиса. «Росэнергоатом» видит будущее в распределенном по мегаполису множестве офисов, в каждом из которых люди по своему усмотрению могут работать в конкретный момент в зависимости от специфики решаемой задачи.

В новых условиях сотрудники могут применять вариант виртуального рабочего стола, причем он загружается с флэшки и сотрудник может запустить свою рабочую среду даже на Smart TV. Тонкий клиент реализован на Linux и, как утверждается, способен работать на любом устройстве, имеющем интерфейс с монитором и клавиатурой. При этом решается задача информационной безопасности в распределенном офисе. Но всегда ли виртуальный десктоп, доступный с любого устройства и из любой локации, способен заменить традиционный ноутбук или планшет? По мнению Анны Зуевой, для тех, кто часто уезжает в командировки и работает в условиях нестабильного доступа в Интернет в гостиницах, кафе и на улице, это не так.

Еще одна проблема, отмеченная участниками конференции, состоит в том, что процессы, организованные в физическом офисе, не всегда можно механически перенести в виртуальный. Сергей Мигалин убежден, что в тех компаниях, у которых бизнес-процессы не были в должной области формализованы и автоматизированы, хаос только увеличился. Нужно структурировать управление своими процессами и проектами и выполнять их адекватными средствами, не переводя все активности такого рода в бесконечные видеоконференции.

Корпоративный ИКТ-директор компании «Май» Евгений Михалев отметил, что при переходе на удаленку особенно сложно было менять бизнес-процессы в не ИТ-подразделениях. Объясняется это тем, что далеко не все компании фиксируют свои процессы в CRM и ERP системах, не все внедрили внутренний и внешний электронный документооборот.

наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна