Время работы офиса:
пн-пт, 10:00 - 18:00

От вокзала до музея

29.10.2014

Название издания: «Computerworld Россия», № 26, 2014

Автор: Людмила Мурзина

От вокзала до музея

Из дорогой игрушки цифровые вывески постепенно превращаются в стандартный инструмент для коммуникации с клиентами

Людмила Мурзина

Computerworld Россия

Несмотря на то что отечественная экономика — и рынок ИТ в том числе — переживает не лучшие времена, некоторые ниши рынка сохраняют неплохой потенциал роста. Одним из них является рынок «цифровых вывесок», который хотя и находится в позиции догоняющего по сравнению с аналогичными западными, но с каждым годом все больше сокращает этот разрыв. Как считают присутствующие на нем игроки, здесь можно рассчитывать на положительную динамику, поскольку рынок Digital Signage далек от насыщения, и в то же время все больше компаний осознают, насколько эффективным может быть такой способ коммуникации с клиентами.

От вокзала до музея

Все впереди

Как и другие рынки, рынок Digital Signage пострадал из-за политических событий последнего времени и связанных с ними потрясений в российской экономике, рассказал руководитель направления Digital Signage Solutions компании Auvix Александр Пивоваров. Важным моментом, по его мнению, является то, что западные производители и ретейлеры изменили отношение к российскому рынку, а они являются одними из основных движущих факторов, которые приносят новые технологии и знания. Такая настороженность и ее негативное влияние будут сохраняться еще достаточно долгое время, даже после окончания периода «противостояния санкций», считает Пивоваров. Однако, подчеркнул он, это не означает, что рынок Digital Signage умрет. Может измениться его ландшафт, поменяться ключевые направления, но сам рынок продолжит развитие, поскольку он обеспечивает быстрые и эффективные коммуникации в публичных местах, а потребность в таких коммуникациях только возрастает.

Если сравнивать с Западом, то в России до сих пор остаются мало освоенными такие рынки, как рестораны быстрого питания, корпоративный сегмент, банковский сектор, и это те направления, где производители могут нарастить свой потенциал в ближайшем будущем, полагает глава представительства NEC Display Solutions Алексей Златин.

Отставание от Запада существенное, но динамика на российском рынке лучше, согласен и заместитель генерального директора компании «Крок» по работе с корпоративными заказчиками Алексей Волков. Если мировой рынок, как следует из аналитических отчетов, растет в среднем на 10% в год, то российский только за 2013 год вырос на 20–30%. По словам Волкова, в Москве и крупных городах решения Digital Signage уже используются во многих сферах, но в регионах технология еще не так популярна — о ней просто не все знают, а если и есть проекты, то они, как правило, инициированы головными компаниями. Все это, по мнению Волкова, означает, что российскому рынку еще есть куда расти и развиваться. Однако, подчеркнул начальник проектного бюро компании «Делайт 2000» Алексей Уляшкин, географическая экспансия, как и прежде, осложняется из-за больших территорий и недостаточного развития сетей связи в регионах.

Направления развития рынка Digital Signage в России, утверждает бренд-менеджер компании Polymedia Виктор Горошилов, схожи с западными. В первую очередь это транспортная инфраструктура (установка информационных дисплеев в аэропортах и вокзалах, на крупных пересадочных узлах и остановках), спортивные объекты, где дисплеи устанавливаются для потокового вещания спортивного мероприятия, рекламы, а также для информирования посетителей.

По наблюдениям Auvix, в 2013 году наиболее динамичными сегментами развития Digital Signage были ретейл, цифровая реклама, корпоративное ТВ, финансовый сектор, а также сфера гостеприимства HoReCa (акроним от Hotel, Restaurant, Cafe/Catering), рассказал Пивоваров. К этому списку Златин добавил также внедрение в Digital Signage в кинотеатрах и музеях, хотя там оно идет и менее интенсивно.

Участвуют все

Что касается технологического развития систем Digital Signage в России, то здесь будет востребовано все, что привлекает внимание посетителей и вовлекает их в процесс взаимодействия, считает Волков. Это и геймификация (применение игровых методик через неигровые процессы), распознавание лиц, использование QR-кодов, технологий NFC, iBeacon, а также тесная интеграция с социальными сетями, мобильными телефонами и планшетами. Соответственно будет появляться больше интерактивных наружных систем:.

Сейчас заказчиками используются далеко не все возможности Digital Signage. Так, по словам, Уляшкина, невостребованными остаются так называемые умные системы Digital Signage, способные самостоятельно выбирать транслируемый контент исходя из полученных данных, в зависимости от погодных условий, времени суток, плотности автомобильного потока и даже пола и возраста аудитории (состав которой анализируется с помощью системы видеонаблюдения с соответствующим программным обеспечением). Между тем умные системы позволяют сделать поток информации более целенаправленным и таким образом преодолеть отношение аудитории к соответствующей системе Digital Signage как к спаму, считает Уляшкин. Также интересным направлением Digital Signage может стать, по его словам, передача информации на личные мобильные устройства пользователей (планшеты и смартфоны).

Без неожиданностей

Если же говорить о средствах отображения, то здесь, по мнению игроков отрасли, перспективными являются интерактивные дисплеи, а также набирающие популярность модели с разрешением 4К.

Вместе с тем, на взгляд Пивоварова, каких-то глобальных прорывов в области профессиональных дисплеев в настоящее время не наблюдается, развитие идет достаточно плавно и в основном в сторону увеличения диагоналей. Помимо увеличения экранов, наблюдается сокращение общего веса и толщины дисплеев, отметил Волков. Также, по его словам, производители экспериментируют с экранами разных форм, например вогнутыми или с нестандартным соотношением сторон.

Если говорить о развитии технологий для создания видеостен, то производители стремятся сократить межэкранный зазор, снизить шумо- и тепловыделение в зоне полиэкрана, утверждает Уляшкин. Также он отметил появление на рынке так называемых ультрачетких LED-экранов с межпиксельным расстоянием 1–2 мм, которые сопоставимы по детальности с ЖК-панелями, но значительно более яркие.

Что касается 3D, то здесь у специалистов нет единого мнения. Как считает Златин, эти технологии пока не нашли широкого применения в системах Digital Signage. Скептического отношения к использованию технологий 3D придерживается и Уляшкин. По его мнению, их невысокая востребованность связана с ограничениями автостереоскопических дисплеев, а также с отсутствием качественного 3D-контента. Возможно, взрывного роста 3D-технологий не произошло, но они все же востребованы, если принять во внимание развитие рынка аудиовизуальных комплексов, возражает Волков. По его наблюдениям, также набирает популярность технология дополненной реальности.

Неоднозначным остается и вопрос с проекционным оборудованием. При традиционном использовании систем Digital Signage оно применяется крайне редко и в основном тогда, когда нет возможности установить дисплей либо если необходимо очень большое изображение, а конкурентное решение со стыкованием нескольких дисплеев стоит намного дороже, рассказал Златин. Но, как отметил он, проекционное изображение выглядит не так ярко и привлекает гораздо меньше внимания, что идет вразрез с основной задачей создания систем Digital Signage — привлечь внимание. При этом затраты на обслуживание проекционной техники значительно выше, чем на обслуживание ЖК-дисплеев.

Использование проекторов накладывает множество ограничений, согласен Волков. В частности, это необходимость и затемнять помещение, и располагать проекторы на определенном расстоянии от экрана. Но в ряде случаев решения на проекторах могут быть предпочтительнее, указал Уляшкин. Например, проекторы позволяют создать изображение на самых разных поверхностях, в том числе на потолке, на полу, на просветном экране в витрине и т. д. Размер проекционного изображения может быть очень большим и при этом не потребуется дорогостоящий полиэкран из множества панелей. Кроме того, сами проекторы проще разместить в недоступном для вандалов месте.

Взгляд в облака

Облачные технологии находят применение и в Digital Signage. Но хотя определенный потенциал на российском рынке, безусловно, есть, принятие этих технологий отечественными компаниями происходит достаточно медленно, отмечает Пивоваров. Причин, по его мнению, несколько. Во-первых, облачные решения Digital Signage можно назвать облачными только отчасти, поскольку для их внедрения все равно требуются физические плееры и профессиональные панели. Поэтому переход на облачную модель в Digital Signage не позволяет клиенту радикально сократить первоначальные инвестиции.

Использование облачного решения требует надежного подключения всех точек к Интернету, а на территории России это возможно далеко не везде, заметил Уляшкин. Пользователей сдерживает также отсутствие четкой правовой основы, регулирующей юридические отношения между провайдером и потребителем подобного облачного сервиса.

В «Кроке» тоже отмечают, что компании до сих пор не готовы к использованию облачных технологий в области Digital Signage. Особенно это относится к крупным корпоративным заказчикам, банкам, транспортным компаниям — они предпочитают устанавливать все решения на своей инфраструктуре, констатирует Волков. Но, по его мнению, интерес тем не менее существует.

Практически все ведущие производители систем Digital Signage уже имеют в своем портфолио облачные альтернативы стандартным решениям, добавил Горошилов. В России, по его словам, на сегодняшний день главным заказчиком подобных систем стали сетевые рестораны.

 

С видом на объект

 

Фестиваль «Круг света 2014» в Москве — яркий пример использования 3D-mapping в рамках зрелищных массовых мероприятий

Интересным опытом для российских компаний может стать 3D-mapping, позволяющий создавать проекции окружающей среды на физический объект с учетом его формы и геометрии. Примеры использования данной технологии в России уже есть, но массового распространения она пока не получила.

Основная проблема развития и продвижения технологии 3D-mapping именно в России — найти заказчика, который мог бы себе это позволить. За последние несколько лет можно вспомнить лишь несколько примеров реализации проектов с данной технологией, и то все инсталляции были непродолжительными, как правило, они ограничивались сроками проведения какого-нибудь мероприятия, напоминает глава представительства компании NEC Display Solutions Алексей Златин. Но решений на рынке 3D-mapping с каждым годом становится все больше, решения становятся более универсальными и простыми в реализации, и, возможно, по мере снижения стоимости подобных решений число заинтересованных заказчиков будет расти, по крайней мере в сфере рекламы, где данная технология предоставляет прекрасную возможность заказчику выделиться среди конкурентов, полагает он. Пока в России 3D-mapping чаще всего используется во временных инсталляциях, приуроченных к каким-нибудь зрелищным массовым мероприятиям, например к Олимпиаде, дню города, фестивалю и т. п., согласен Алексей Уляшкин из «Делайт 2000». На Западе же, по его словам, существует практика использования 3D-mapping и в постоянно действующих инсталляциях, этот опыт вполне можно было бы перенять.

 

Вернуться к списку публикаций

>
>