Время работы офиса:
пн-пт, 10:00 - 18:00

Мобильность в бизнесе — вчера, сегодня и завтра

06.12.2013

Название издания: Мобильные Телекоммуникации

Как можно охарактеризовать поддержку мобильной работы, которую предлагает ИТ-отрасль?

Для начала нужно определить, о какой мобильности идет речь.

Первый аспект хорошо известен, о нем много говорят. На своем обычном рабочем месте в офисе сотрудник имеет доступ к различным базам данных, к интернету, электронной почте, документам. В этом плане мобильность предполагает получение точно такого же доступа к корпоративной информационной системе, но уже за пределами офиса. Это, в общем, количественная задача, которая решается повышением качества и пропускной способности каналов связи, доступностью их стоимости, а также уровнем комфорта работы с тем или иным устройством.

С другой стороны, в бизнесе мобильность может рассматриваться как наша доступность для общения с коллегами, клиентами и партнерами. Такая возможность реализуется при помощи технологии унифицированных коммуникаций. Она позволяет все существующие каналы связи объединить в единый поток, который направляется на то устройство, которое «ближе» к пользователю в каждый определенный момент. Даже перемещаясь по разным помещениям внутри офиса, сотрудник может использовать разные устройства, но при этом получать одну и ту же информацию – например, просматривать электронную почту. Сейчас пользователь сам определяет, какое устройство является в данный момент «входящим». Но, вообще говоря, нет препятствий для автоматической идентификации пользователей, чтобы исчезла необходимость определять присутствие вручную.

Отдельным и все более важным аспектом мобильности является возможность реагировать на сообщения и вопросы собеседника не моментально, а спустя некоторое время, вооружившись дополнительной информацией, найденной во внешних источниках. Уже стало нормой, что люди, общаясь друг с другом посредством электронных систем, используют интернет для поиска информации, они постоянно что-то уточняют, восстанавливают в памяти, узнают новое и дают более квалифицированные ответы.

Сегодня у большинства людей есть одно устройство, которое является и средством коммуникации, и точкой доступа к информации. Но для того, чтобы мобильный пользователь мог одновременно и разговаривать, и параллельно получать и просматривать нужную информацию, приходится пользоваться двумя устройствами, например, телефоном и планшетом.

Уже появляются совершенно новые устройства, например, Google Glass, которые обеспечивают моментальный доступ к информации. Тем не менее, это все еще неудобно, поскольку всю информацию мы воспринимаем через одни и те же каналы – зрение и слух. Должна появиться какая-то новая технология, которая позволит одновременно коммуницировать и добывать информацию.

Здесь, правда, есть одно важное ограничение – это звук, он распространяется, его слышат все вокруг. Например, 10 человек, каждый на своем устройстве, одновременно могут бесшумно прочитать книгу, просмотреть какое-то видео без звука. Но без наушников одновременно посмотреть его со звуком эти 10 человек уже не могут. Они будут мешать друг другу воспринимать информацию. В этом плане звук является ограничением для развития мобильной коммуникации. Но тот же Google Glass решает эту задачу. Это революционное устройство, хотя, с моей точки зрения, довольно неудобное в использовании. Но идея потрясающая и она получит достойное развитие.

И еще одна существенная составляющая мобильности позволяет нам выполнять все больше различных действий в пути с помощью всевозможных гаджетов. Многие люди уже перестали пользоваться сканером, потому что под рукой всегда есть телефон, они берут и фотографируют необходимую информацию. Люди перестали пользоваться диктофонами, телевизорами и многими другими профессиональными устройствами. Происходит довольно сильное смещение от профессиональных стационарных устройств к их упрощенным мобильным аналогам. Правда, как только нам требуется более высокое качество, мы обращаемся к стационарному устройству. Мобильность упрощает многие сущности, с которыми человек обычно работает. Упрощает и ускоряет. Существует некий баланс между скоростью и качеством, за все всегда чем-то приходится платить.

А что же меняется сегодня? Каковы главные тренды?

С появлением и ростом доступности всевозможных гаджетов: смартфонов, планшетов и т.д. и с развитием сетей связи появился некий новый уровень мобильной работы для различных категорий сотрудников самых разных профессий. Мобильная электронная почта – давно норма. А сегодня мы уже можем получить полностью мобильного сотрудника, который способен выполнять абсолютно те же функции, что и сотрудник, работающий в офисе за стационарным компьютером.

Мобильность будет постепенно становиться нормой для многих офисных профессий, за исключением тех, которые требуют сложных вычислительных ресурсов или одновременного использования нескольких профессиональных устройств. Все остальные превратятся в полностью мобильных сотрудников, потому что будет стираться граница между рабочим местом, расположенным в офисе, и тем, которое сотрудник носит в кармане или сумке.

Рано или поздно будут преодолены чисто количественные ограничения доступности данных, пропускной способности каналов связи, а также технических характеристик самих устройств. Как я уже говорил, это необходимо для полноценной работы мобильных сотрудников.

Большое влияние на мобильность оказывают технологии cloud computing («облачные» вычисления). Они становятся нормой для корпораций. Если корпоративные данные хранятся в облачных хранилищах, то становится безразличным, откуда мы получаем к ним доступ. Потому что сама технология доступа к «облачному» хранилищу подразумевает независимость от точки доступа к информации.

Отдельный вопрос – это совместная работа мобильных сотрудников. Обычно, когда речь идет о мобильном рабочем месте, обсуждают либо удаленного сотрудника, либо информационную систему. А возможность и выгоды организации мобильных рабочих мест внутри одного офиса практически никогда не рассматриваются. Между тем, реализация такой мобильности не только вполне возможна, но и сулит большие выгоды. Более того, уже есть компании, которые продумали и активно используют такую систему работы внутри офиса. Однажды я побывал в офисе, где у каждого сотрудника есть собственный шкафчик на колесиках. Приходя на службу, сотрудник перевозит свой шкафчик к рабочему столу, открывает его и начинает работу с ноутбуком и телефоном, которые хранятся в шкафчике вместе с различными папками, документами, канцелярскими принадлежностями и даже личной кружкой для кофе. Все соединения происходят по беспроводным каналам, и требуется лишь подключить шкафчик к электрической розетке. Продуманы и вопросы эргономики: шкафчик «пристегивается» к столу, становясь органичной частью единого рабочего пространства. А если собирается рабочая группа, ее участники привозят свои шкафчики с собой. И все что нужно для работы, оказывается под рукой. Сегодня собралась одна рабочая группа, завтра другая. Удобно.

А что же ждет нас завтра?

Технологии будут направлены на решение нескольких проблем, существующих сегодня. Например, в настоящее время нам не хватает средств, которые бы могли автоматически зафиксировать, что рабочая группа собралась, и автоматически организовать для нее единое информационное пространство. Как это все будет воплощено, пока не ясно.

Другая важная проблема – увеличение объема получаемой человеком информации. Мы знаем, что возможности человека ограничены, он не может увидеть больше того, что он может увидеть. Может помочь увеличение размеров экранов. Но даже если это технически возможно, вряд ли это будет востребовано, поскольку мобильная работа с ними не будет комфортной. Перспективно и теоретически возможно создание гибких экранов, но до этого еще довольно далеко.

Точно можно говорить о том, что будет решена задача персонализации всех устройств. Они сами будут определять пользователей и автоматически подстраиваться под них.

Уже сегодня существует проблема в организации взаимодействия мобильных сотрудников. Когда они собираются вместе для просмотра какого-то материала, возникает конфликт между необходимостью что-то показывать коллегам на экранах своих носимых устройств и нежеланием делиться какой-то личной или конфиденциальной корпоративной информацией, которая может находиться или просматриваться на них. Поэтому предоставлять эти устройства для совместной работы никто не хочет, в то же время у мобильного сотрудника чаще всего вся информация находится в одном месте. Рост популярности BYOD делает эту ситуацию все более типичной. Вот такие интерфейсно-психологические задачи будут решаться завтра.

Может ли расшириться среда для такой работы, выйти за границы офиса, стать мобильной?

Конечно! Рабочая среда квартиры уже сегодня практически ничем не отличается от офисной. Эта среда может свободно перейти и в автомобиль. Сейчас идет бурное внедрение в него всевозможных информационных технологий. Безусловно, со временем задача персонализации устройств будет решена, и автомобиль будет включен в орбиту системы унифицированных коммуникаций. Например, по RFID-меткам он будет узнавать, кто именно сел в салон и автоматически подстраивать сидение и зеркала, направлять все сообщения электронной почты на экран находящегося в автомобиле устройства и т.д. Современный человек проводит много времени в машине, причем в автомобиль можно установить много всего высокотехнологичного, что с собой не унесешь физически. Поэтому автомобиль точно будет активно использоваться для мобильной работы человека.

В ближайшем будущем станет совершенно безразлично, где находится человек – дома, в офисе, в автомобиле или в салоне самолета. Скоро телефон или какое-то другое устройство будет являться средством идентификации человека и точкой определения его в пространстве. И пространство как информационная среда будет под него подстраиваться в соответствии с той функциональностью, которая в данном месте возможна. А это уже совершенно иная рабочая среда и иные условия жизни.

Вернуться к списку публикаций

>
>